ШАБЛОН ЗАПОВЕДНИКИ ЦВЕТЫ
В данной редакции законопроект может причинить существенный вред наиболее ценным объектам растительного мира и экосистемам, в которых они произрастают, содержит коррупциогенные факторы и не может быть принят по следующим причинам.
Законопроектом предлагается дополнить статью 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» новым пунктом следующего содержания: законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность использования объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях разрешения уничтожения, повреждения или изъятия из мест обитания объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации в результате размещения в местах их произрастания объектов добычи полезных ископаемых или прокладки линейных объектов.
В то же время согласно действующей редакции п.1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.
Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесённым в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Таким образом сам факт включения объектов в Красную книгу означает, что их популяции или целиком виды находятся под реальной угрозой исчезновения или являются редкими.
В этих условиях разрешение на их использование, подразумевающее их повреждение или уничтожение, или изъятие из мест обитания приведёт к ещё большему ухудшению состояния указанных видов.
Помимо этого, при размещении объектов добычи полезных ископаемых или прокладки линейных объектов всегда разрушается и среда обитания объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу, что не допускается вышеуказанной нормой закона, которая не изменяется.
Таким образом принятие законопроекта приведет к существенному ухудшению состояния наиболее редких и уязвимых объектов растительного мира, что может повлечь за собой уничтожение указанных видов или их популяций.
Кроме того, законопроект создаёт внутренние противоречия при применении закона, что является коррупциогенными факторами, а также противоречит обязательствам России, вытекающими из Конвенции о биологическом разнообразии, и Конституции РФ.
Особую значимость сохранения краснокнижных растений признал и пленум Верховного Суда РФ, который постановил (постановление от 30.11.2017 № 49), что планы строительства любых объектов в местах произрастания редких и исчезающих растений являются основанием для запрета такой деятельности, даже если на неё получены все разрешения и экспертизы.
Иногда именно наличие краснокнижных растений является единственным механизмом, позволяющим не допускать наиболее варварского разрушения природы, в том числе, обеспечения экологических прав местных жителей.
Учитывая изложенное, прошу отказаться от дальнейшей разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в представленной на общественное обсуждение редакции.